Крестом ограждаемые, врагу противляемся

Елена Павлова

Андреевский собор. Фото Ставропольской и Невинномысской епархии
Андреевский собор. Фото Ставропольской и Невинномысской епархии

Сегодня, когда православный мир отмечает День Преображения Господня и Яблочный Спас. «Вечерний Ставрополь» начинает серию материалов о храмах нашего города – тех, которые пережили войны и лихолетье богоборничества, и тех, которые возрождены или построены всем миром. Материалы выйдут в августе – сентябре, в преддверии празднования Дня города. Ведь Ставрополь – Град Креста, святое имя ему при рождении дадено, да еще и по велению самой Екатерины Великой. Крепости Азово-Моздокской линии именами святых нарекли (Георгия, Марии, Павла, Александра). Московской имя дали в честь Москвы, Северной – по местоположению к другим крепостям. Императрица все имена одобрила, лишь повелела одну из крепостей именовать Градом Креста (Ставрополем). И так Бог сподобил, что имя это нашему городу было ниспослано. Так что Ставрополю еще в 18-м веке было суждено стать не просто административным, но и духовным центром утверждающегося на Кавказе русского мира.

 

Историческая миссия

Заведующий кафедрой религиозной истории Ставропольской духовной семинарии иерей Евгений Шишкин рассказывает:

– Ставрополь действительно удивительное место. Мы не всегда отдаем себе отчет о масштабах, которые занимает Град Креста в духовной жизни и истории региона. Уже само название нашего города символично для региона, где христианство имело самую продолжительную историю на территории всей России, уходящую корнями в глубокую древность. С 10-го века, с момента разгрома Хазарии и возникновения Тмутараканского княжества, мы можем говорить о русском христианстве здесь, на Северном Кавказе. Свидетельством тому являются кресты, обнаруженные в районе Преградного на Ставрополье, в Северной Осетии – заманкульский крест.

Я хотел бы обратить внимание, что Ставрополю (Граду Креста) исторически суждено было стать духовным центром региона. Северный Кавказ имеет очень напряженную историю. Все завоевательные походы Батыя, Тамерлана и других прошли через этот регион и были чрезвычайно разрушительны для христианских стран (Грузии, Алании). В 15-м веке Северный Кавказ оказался изолирован от всех христианских центров, и его история – это история постоянного возрождения христианства. Археологические памятники 16-го века (эльхотовский крест и другие) можно рассматривать как визитную карточку возрождения христианства. Происходит зарождение терского казачества, в состав России входит Кабарда, черкесские князья крестятся и поступают на службу московскому государю. 16 – 17-ми веками датируются свидетельства европейских путешественников о том, что народы Северного Кавказа исповедуют православие.

И вот еще один очень интересный и символичный факт. В 1602 году в Астрахани создается епархия, которая окормляет Северный Кавказ. Второй ее кафедрой является Терский городок на востоке Кавказа – в устье Терека. А после образования Гребенской линии Петр I делает ее центром крепость Святого Креста на реке Сулак. Поразительно, но в 1723 году – более чем за полвека до строительства Азово-Моздокской линии и возникновения крепости Ставрополь – епископ Русской Православной Церкви, окормляющий Северный Кавказ, можно сказать – пророчески, получает титул Астраханский и Ставропольский. Понимаете, города Ставрополя еще нет, а в духовном смысле омофор, который простирает церковь над Северным Кавказом, уже связан с этим именем...

Впоследствии, когда наши границы, по русско-иранскому договору, отодвигаются к Кизляру и он становится оборонительным центром Кавказа, там возводится Крестовоздвиженский монастырь. То есть протянулась дальше эта ниточка – как в христианском песнопении поется: «Крестом ограждаемые, врагу противляемся»…

Ну а когда при Екатерине выстраивается Азово-Моздокская оборонительная линия, то особое место в ней занимает крепость Креста – Ставрополь. Военная и гражданская администрации переходят то в Екатериноградскую, то в Георгиевск. Но Ставрополь все равно остается центром притяжения – здесь верующий человек видит некие пути Промысла Божия. И когда встает вопрос об открытии епархиальной кафедры уже непосредственно на Северном Кавказе, она создается в Ставрополе. В этом году исполнилось 180 лет этому событию. Конечно, к 1843 году Ставрополь был уже губернским центром, и Ставропольская епархия стала ключевой, центральной для всего нашего региона. Она дала начало и епархии на Тереке, и Кубанской. А 13 лет назад – Пятигорской и Георгиевской. Все они генетически связаны с епархией в Граде Креста…

 

Времена и люди

Сегодня мы расскажем об одном из храмов Ставрополя – соборе Андрея Первозванного, который почти полвека был кафедральным.

Удивительно, вот погружаешься в истории конкретного храма, и очень быстро проникаешься к нему сочувствием, сопереживанием – как это бывает, когда узнаешь о драматичной, тяжелой, но славной судьбе какого-то человека. И вообще, ловишь себя на том, что мощь, которую вобрали в себя слова «церковь» и «храм», не укладывается в правила даже нашего великого и могучего русского языка. Например, морфологический разбор этих слов я бы произвести не решилась, потому что знаю, что именами существительными неодушевленными назвать соборы, храмы, церкви ни за что б не смогла... В них живет душа русского народа, его история, его скорби и радости.

А какие люди строили эти храмы, возносили здесь молитвы, спасали святыни...

Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский
Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский

О том, что на месте маленькой церкви должен быть возведен собор, говорил еще святитель Игнатий Брянчанинов, будучи епископом Кавказской епархии. Это ведь удивительный человек был. Выходец из высших слоев общества, получивший блистательное образование в Военном инженерном училище в Санкт-Петербурге, лично знавший многих стоявших у трона, отказался от всех светских радостей и карьерных перспектив во имя служения Господу... Остаться в миру его уговаривал сам великий князь Михаил Павлович: мол, «почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире». А Брянчанинов ответил: «Остаться в мире и желать спастись – это, Ваше Высочество, все равно что стоять в огне и желать не сгореть»...

Вот святитель Игнатий и спасал свою и людские души и всегда истово молился за Россию и верил в нее так же, как верил в Бога. Это прослеживается в письмах Игнатия Брянчанинова своему другу Николаю Муравьеву-Карскому, когда он ободрял его после драматических событий Первой Крымской войны: «Будущее России – в руках Божественного промысла», – говорил он, цитируя строки из Священного писания...

Замечательна и судьба архитектора Григория Кускова, автора проекта Андреевского собора, которого в народе звали «строителем церквей». На Ставрополье он 40 храмов проектировал. Многие, правда, в период богоборчества не уцелели, да и Андреевский собор уцелел чудом. Но об этом немного позже.

Римма Иванова
Римма Иванова

В Ставрополе Кусков построил много известных зданий – среди них магазин «Пассаж», общежитие духовной семинарии, дом губернатора (здание администрации города), а также мечеть, мосты, школы. Многие из его творений до сих пор служат людям и являются достопримечательностями исторического Ставрополя. В 1900 году Григорий Кусков разработал план архитектурного развития Ставрополя (прообраз генплана), но 20-й век внес в него жесткие коррективы. Первая мировая, революция, Гражданская война...

Много чего видели стены собора Андрея Первозванного. В сентябре 1915-го Ставрополь всем городом хоронил в приделе храма свою героиню, сестру милосердия Римму Иванову, в бою поднявшую в атаку роту... Здесь же в Гражданскую были похоронены братья Ртищевы, руководители неудавшегося офицерского мятежа против советской власти...

 

Колыбель Православной Церкви зарубежья

Под сводами храма в мае 1919 года проходил и церковный собор, названный впоследствии белогвардейским. Собор был призван собрать епископов епархий, находящихся на территории, контролируемой Добровольческой армией генерала Деникина, дабы учредить на этой территории орган высшей церковной власти, который будет действовать до победы Белой армии, взятия Москвы и освобождения патриарха Тихона...

…Но этим мечтам и планам не суждено было осуществиться, участники собора – те, которые уцелели, вынуждены были покинуть Родину. Так что по факту Ставропольский белогвардейский собор стал колыбелью иерархической структуры Православной Церкви зарубежья.

Сохранились мемуары одного из участников Ставропольского собора Георгия Шавельского, который писал их в 1943 году – после многих лет на чужбине. Шла война. На поле боя в очередной раз решалась судьба России. Отец Георгий завершал свои воспоминания словами, в которых звучала надежда и вера не только в Победу, но и в примирение всех, в чьем сердце живет Россия.

«Должен, должен наступить момент, – писал он, – когда продолжающие ныне принадлежать к разным лагерям, но одинаково честно любящие свою Родину и готовые самоотверженно служить ей русские люди поймут друг друга, забудут прошлое, протянут друг другу руки и начнут совместными усилиями целить и восстанавливать свою измученную Родину»...

Окончание в следующем номере

 

религия, день города Ставрополя, православие, История Ставрополя, храмы Ставрополя, духовность

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление