Крымские каникулы

Александр Плотников

В апреле я собирался ехать в Архыз на ГАЗ-69 с минимальными планами - сделать всего одну фотографию. Никаких восхождений, никакого веселья, никакого общения: я хотел заехать под Токмак и поработать над снимком, который задумал давно.

И тут из небытия московских пробок и длинных звонков по телефону возник мой старый друг - Женька Касперский. Он не был в горах 15 лет, занимался семьёй, зарабатыванием денег, строительством дачи… А теперь оставил всё и решил… в горы.

Характер его нынешней работы таков, что ему приходится ездить на машине не только из Москвы в Ставрополь, но и по всему Северному Кавказу, что весьма кстати.

Погоду на дни, когда мы собрались ехать в Архыз, предсказали плохую, и тут Женя задаёт мне простой вопрос: «А может, поедем в Крым?»

Ничего себе! Вот это новость! Такая поездка решает вопрос не только с погодой, но и с комфортом вообще. Сразу и кардинально.

Я как будто нечаянно озвучил эту идею в семье и… вопрос решен! Едем, все! Рискованно, правда, ехать куда-то с людьми, которые, мягко говоря, друг другу не подходят, но я делал в жизни гораздо более резкие шаги. Попробую ещё раз.

Женя очень удивился количеству наших вещей. Думал, что у него вместительная машина, однако я беру в путешествие два фоторюкзака, два штатива, стабилизатор для телефона, не считая альпинистского снаряжения и прочих вещей, которых у нас, как всегда, в избытке. Кое-что - палатку, газовую горелку и два спальника - пришлось оставить дома. Они не поместились.

Перед поездкой я даже не представлял себе, насколько она получится динамичной и как мало времени останется на отдых.

Вид на Судак с вершины Сахарной головы
Александр ПлотниковВид на Судак с вершины Сахарной головы

В Судаке нам удалось зарезервировать двухкомнатную квартиру, недорого, всего за 1600 рублей в сутки.

Непосредственно перед поездкой я купил стедикам, потому что мне надоело дёрганое видео с телефона, и решил кардинально улучшить качество съёмки. Стедикам — это электронный стабилизатор изображения, этакая гуттаперчевая конструкция, где за плавность картинки в телефоне отвечает несколько электрических моторов. С помощью этого устройства в любой статичный кадр можно внести движение, и всё видео сразу становится динамичным и зрелищным. К тому же ручка стедикама имеет телескоп и её, в случае необходимости, легко удлинить.

В Крыму мне хотелось больше снимать на видео. Забегая вперёд, скажу, что делать это пришлось кое-как, в основном на маршрутах. По ходу дела учился пользоваться стедикамом, следил за его «повадками», снимал на ходу из машины и наслаждался дорогой.

Надо, наверное, сказать пару слов о том, куда мы отправились. Поехали мы в Судак, и вот почему. Судак — это квинтэссенция Крыма, здесь в одном месте собрано практически всё, что можно встретить на полуострове.

Почему мы не ездили в майский Крым до этого? Потому что это дорого. У нас всегда под рукой самый дешёвый вариант — Архыз. Еда, дорога — вот и все расходы на поездку. Правда, с некоторых пор майские выезды сюда перестали быть «томными» и сильно прибавили в прозе. Да и ездить 25 лет в одно и то же место надоедает. Даже такому любителю знакомых мест, как я.

До Крыма ехать в три раза дальше, 10-12 часов на легковушке, здесь желательно снимать жильё, поэтому такую поездку нельзя назвать дешёвой. Вот что мешало мне попасть сюда столько лет.

Сидя в машине на переднем сиденье, пытался вспомнить места, по которым мы двигались. За время, пока я не был в Крыму, там произошло множество событий. Следил за ними в интернете, но одно дело сидеть перед монитором и совсем другое — видеть самому.

Даже в Краснодарском крае я с трудом узнавал дорогу. Но вот начинается Таманский полуостров, новая дорога, и я немного волнуюсь. Скоро должен быть Крымский мост - много раз «ездил» по нему в чужих видео и даже «летал» над ним на квадрокоптере, но ни разу не видел его воочию.

Мои девушки спят на заднем сиденье. Они ездили по этому мосту уже три или четыре раза и каждый раз спали. Когда они просыпаются, говорю им, что обязательно покажу видео, — я снял Крымский мост! Но каждый из нас знает, чем видео отличается от реальной жизни. Можно не ездить в Крым 15 лет, смотреть чужие видеосюжеты и тебе нисколько не полегчает. Это я испытал на себе. Девочки слегка разочарованы, и я их понимаю.

Мы «зацепили» окраину Керчи, начался Восточный Крым. У одного из неприметных домов в степи Женя остановился и просто «вырубился» на полчаса. Страховка на машину оформлена только на него, так что я не могу подменить его за рулём. А потому - выхожу из машины и делаю первый кадр в Крыму: это степь с огромными кучевыми облаками над горизонтом.

Есть лёгкая усталость от дороги, но это нормально, 750 км в машине — достаточно тяжело.

Новая трасса уходит в Симферополь, а мы сворачиваем на Старый Крым. Начинается классическая узкая крымская дорога, раньше такие были везде. В селе Первомайском мы не смогли проехать мимо целого поля красных тюльпанов, потрясающе ярких, свежих, пахнущих тонко и нежно. У бабушки, которая их выращивает, я купил букет для своих девочек.

В городе Старый Крым находится музей Александра Грина. На будущее я сделал себе заметку: надо бы как-то выделить время и заехать туда, чтобы посмотреть. Правда, очень боюсь, что буду разочарован. Слишком велика пропасть между «Алыми парусами» и старым домом, где писатель прожил последний год своей жизни.

Но вот, наконец, и Судак. Наша квартира на улице Ушакова, в доме прямо под Сахарной головой. Это небольшая, но очень известная рифовая гора. Мы выползли на седловину вершины, чтобы осмотреть окрестности.

- О, смори-ка, здесь даже есть море, - немного удивленно сообщил мне Женя.

- Давай выйдем на макушку и посмотрим, что отсюда ещё видно, - отвечаю я.

Женя в Крыму в первый раз, но сразу заметил наш главный объект на эту поездку – гору Сокол — малютка, по сравнению с другими вершинами, всего-то 473 метра над уровнем моря.

Спустившись со скалы, мы осмотрели восточный сектор: здесь появились новые маршруты, которых раньше не было. Но солнце уже садится за гору и появляются летучие мыши. В Генуэзской крепости — визитной карточке Судака - включают вечернее освещение, и это сразу придаёт тепла и уюта всему городу. Пора поужинать, искупаться и отдохнуть.

Идём с Женей на Сахарную голову
Александр ПлотниковИдём с Женей на Сахарную голову

Утром я проснулся в пять часов и с фотоаппаратом побежал на Сахарную голову. Вершина торчит перед нами, как памятник. Представь, ты живёшь в доме, над которым возвышается великолепный скальный тренажёр! Но сейчас она интересует меня не как скальный объект, а… как подставка для особого ракурса.

Рыжуля на вершине Сахарной головы
Александр ПлотниковРыжуля на вершине Сахарной головы

Со мной отправилась собака Рыжуля, во всяком случае, мы называли её так. Очень умная и, как оказалось, ещё и бесстрашная. Мы с Рыжулей по гладкой скальной плите выползли на самую макушку горы. Удивляюсь её храбрости, похоже, она здесь не в первый раз. Соседка скажет мне потом, что зовут её Карамелька, но мы так и будем звать её Рыжулей.

Я поднялся сюда потому, что хотел повторить свой кадр 2007 года, а для этого нужно восходящее солнце. Мы с Рыжулей любуемся утренним городом, когда лучи освещают крепость. Я делаю снимок.

Вид на Сахарную голову
Александр ПлотниковВид на Сахарную голову

Теперь буду думать, как улучшить кадр, хотя это весьма сложно. Первое, что меня не устраивает, - небо. Получилось оно пустым и невыразительным. Нужны облака, красивые рассветные облака. Штатив на этом месте поставить нельзя, приходится стоять, балансируя над отвесной стеной. Полнокадровый Кэнон и широкоугольный объектив позволяют мне полностью закрыть диафрагму, чтобы сделать более резким передний план, но этого недостаточно. Резким этот кадр может сделать только focus stacking. Как ни крути, камера должна стоять на штативе. А это значит, нужен шлямбур — специальное крепление, к которому я смогу прицепить хотя бы одну ногу штатива. От ближайшего шлямбура до этого места метров десять, - надо тянуть верёвку. И, как вы уже поняли, даже при удачном раскладе, съёмка одного кадра превратится в головокружительный аттракцион.

Мы с Рыжулей спустились вниз. Поспать уже вряд ли получится, да и лёгкая эйфория этому не способствует.

Вид на Генуэзскую крепость из двора дома, где мы жили
Александр ПлотниковВид на Генуэзскую крепость из двора дома, где мы жили

Снимок прямо из двора нашего дома я отправил в модную социальную сеть и подумал, что неплохо бы иметь такой вид в своём собственном доме. Хотя, возможно, со временем и это может надоесть.

Продолжение следует

Керчь, Архыз, Генуэзская крепость, Судак, Старый Крым, Сахарная голова, Восточный Крым, музей Александра Грина, Токмак, Таманский полуостров, Крым

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»