Режим ручного управления

Вадим Дубило

В ближайшее время горожане станут свидетелями коренных изменений в работе общественного транспорта, каких не было, наверное, лет двадцать

СМУТП в режиме ручного управления
Александр ПлотниковСМУТП в режиме ручного управления

Власть в Ставрополе готовится решительно навести порядок, по сути, в целой отрасли. Хотя, на первый взгляд, разговор идет всего об одном муниципальном предприятии. Зато каком! СМУТП, больше известное, как троллейбусное управление, не первый год находится в подвешенном состоянии. Из раза в раз, ценой колоссальных финансовых вливаний, предприятие удавалось спасти, но проблемы возвращались. В сегодняшней же экономической ситуации, когда у города совсем не осталось «лишних» денег, настало время жестких решений, которые глава краевого центра Андрей Джатдоев чаще всего характеризует словами «ручное управление» и «хирургическое вмешательство».

С тем, что пора многое изменить в подходах к проблеме, согласны и в Ставропольской городской Думе, которая недавно приняла ряд решений, способствующих финансовому оздоровлению СМУТП.

О грядущих переменах «Вечернему Ставрополю» рассказали глава города Андрей Джатдоев и заместитель председателя Ставропольской городской Думы Геннадий Тищенко.

 

На грани банкротства

- За последние пять лет, - говорит глава города, - муниципалитет вложил в троллейбусное предприятие колоссальнейшие деньги – 750 миллионов рублей. Чтобы было понятнее, приведу такое сравнение: на эти деньги можно было бы построить школу с двумя бассейнами. Вдумайтесь, что мы потеряли, пытаясь спасти СМУТП! Как говорят в народе, не в коня корм. Крупные денежные вливания не привели к тому, чтобы предприятие развивалось. Наоборот, оно оказалось на грани банкротства. И если бы не решительные действия, предпринятые администрацией и городской Думой, сегодня были бы введены конкурсные процедуры и предприятие уже не контролировалось бы в полной мере муниципалитетом.

Тем не менее задача администрации и Думы несколько шире и не сводится к обеспечению работы лишь СМУТП. Только комплексный подход может вывести из тупика. Что я имею в виду? Сегодня на улицах города действует 76 маршрутов! Многие дублируют друг друга. На отдельных улицах работает до 10 маршрутов, а на некоторых «пиковых» точках пересечения – аж до 40! Рационально это? Не думаю. Дороги перегружены, вакханалия приводит к нарушению элементарных правил безопасности и проявлениям нечистоплотной конкуренции. Понятно желание граждан выйти из подъезда и сразу попасть на остановку, чтобы быстро уехать в любую точку города. Но ведь необходимо принимать в расчет и другие факторы, оказывающие влияние на качество жизни в растущем городе. Второе. На городских дорогах, по нашим оценкам, «болтается» от 300 до 500 водителей-нелегалов. Их деятельность не только создает угрозу жизни и здоровью пассажиров (ведь никто не знает, в каком состоянии транспортные средства и сами водители выходят на маршрут), но и оказывает негативное влияние на работу добросовестных перевозчиков, включая троллейбусное предприятие. Проще говоря, скудный пассажиропоток не позволяет им сводить концы с концами.

 

Что будет сделано

- Нами принято решение из семи действующих маршрутов троллейбусов оставить два, проходящих из Юго-Западного микрорайона по центральным улицам Ленина и Карла Маркса, - говорит Андрей Джатдоев. - Подчеркну: движение здесь будут осуществлять исключительно троллейбусы. Маршрутные такси и автобусы с этих улиц будут убраны. Если же вдруг кто-то появится, то это явный нелегал. И я бы не советовал таким недобросовестным водителям испытывать судьбу. Наказание будет неминуемым и жестким.

Автобусный блок предприятия, как ни странно, является основной финансовой проблемой СМУТП и приносит ежемесячные убытки в размере восьми миллионов рублей! А должен бы приносить прибыль.

- Мы хотим перевести автобусы на коммерческую основу, – вступает в разговор Геннадий Тищенко. – Отдадим их в аренду, выделим маршруты и через хозрасчет мотивируем зарабатывать. В итоге у муниципалитета должен остаться экологически чистый транспорт – троллейбус и структура, которая будет управлять всей транспортной системой города, независимо от формы собственности.

- Важно, чтобы люди знали, - вновь берет слово Андрей Джатдоев, - что все социальные льготы и обязательства останутся в силе. Это будет прописано в договоре аренды. Пенсионеры, школьники и студенты без поддержки муниципалитета не останутся.

В числе наших планов так же внедрение платежных терминалов для безналичного приема платы за проезд, о чем есть договоренность с руководством Ставропольского Сбербанка. Причем, расплатиться можно будет картой любого банка.

На цене оплаты за проезд остановлюсь особо. Да, нам пришлось в этом году, спустя продолжительное время, ее приподнять. Но мы не вышли за рамки разумного. Цена поездки на общественном транспорте в Ставрополе соответствует как среднему рыночному уровню, сложившемуся по стране, так и в соседних регионах. Особо подчеркну, что на фоне ближайших соседей мы смотримся в выгодном свете: наши цены или на уровне или ниже. За редким исключением. При этом наш тариф все еще ниже экономически обоснованного, разница дотируется из бюджета города.

 

Программа спасения предприятия

- Все, о чем мы сказали выше, – часть разработанной администрацией города и Ставропольской городской Думой Программы по финансовому оздоровлению СМУТП. Он включает в себя, к сожалению, и непопулярные меры, - продолжает Геннадий Тищенко. - В частности, не удастся обойтись без сокращений персонала. А сокращать, откровенно говоря, есть кого. Проверка показала, что количество ИТР в 10 раз превышает норматив, в штате были какие-то плотницкие бригады, бригады каменщиков. Какое отношение они имеют к деятельности транспортного предприятия?

Нам предстоит списать негодный транспорт – это ни много ни мало треть подвижного состава, лежащего на предприятии мертвым грузом и тянущего его на дно. Ведь за каждую единицу платится транспортный налог, налог на недвижимость, за амортизацию.

- Важно, чтобы люди знали: иные возможности для спасения предприятия на сегодняшний день исчерпаны, – говорит Андрей Джатдоев. – Если мы не предпримем жесткие «хирургические» меры сейчас – потеряем и предприятие, и муниципальный общественный транспорт. Обе ветви муниципальной власти едины в стремлении не допустить этого, и никакие провокации не способны на нас повлиять. Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. Мы методично и планомерно, шаг за шагом, наводим порядок в архитектуре, с нестационарной торговлей, с рекламными конструкциями. Так же спокойно и без потрясений, в режиме ручного управления, наведем порядок и в работе общественного транспорта. Первоочередные задачи, записанные в Соглашении с налоговой инспекцией – погашение обязательств по долгам предприятия, по выплате заработной платы, – будут выполнены. Другого выхода просто нет. Иначе – банкротство. Мы же хотим добиться, чтобы в городе осуществлялось пассажирское сообщение по понятным правилам; чтобы была налажена финансовая дисциплина на предприятии, вовремя и в полном объеме платились налоги и зарплата. Если удастся – а я убежден, что удастся! – перейдем от антикризисного плана к плану развития, начнем «наращивать мышцы», займемся приобретением подвижного состава. Идеи уже есть.

общественный транспорт, маршрутки, муниципалитет, СМУТП, Джатдоев, троллейбусы, Тищенко

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Официально»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов