Юбилей ставропольского летописца

.

Не каждый регион нашей страны может похвастаться собственным летописцем такого масштаба.

Без преувеличения он был для Ставрополья, как Михаил Шолохов для Придонья. Военным лётчиком он служил на Дальнем Востоке, а потом военным журналистом в Бакинском округе ПВО, где я лично познакомился с ним.

К документальной и фактической стороне своего творчества Иоаким Вячеславович относился чрезвычайно серьезно и честно. Решив написать книгу о молодых летчиках-курсантах, он попросил меня (в то время я исполнял обязанности командира курсантского батальона) организовать ему «житьё-бытьё» с полмесяца на положении курсанта. И хотя он был «в теме» как бывший военный лётчик, выполнял все требования – от подъема до отбоя. Когда вышла в свет книга «Как вырастали крылья», многие, несмотря на измененные фамилии, узнали себя и своих товарищей в ее героях.

Как писатель-историк Иоаким Кузнецов явил себя читающему миру в 1976 году повестью «Крепость в степи». Рассказывая об истории возникновения и развития Ставрополя в XVIII – XIX столетиях, он открыл для новых поколений детали событий давно минувшего времени. Автор показал зарождение и становление крупнейшего на Юге России административного, экономического и военного центра – города Ставрополя.

Иоаким Вячеславович много работал с архивными документами. Основываясь на них, он написал книги – «На холмах горячих» о Пятигорске и «У истоков живой воды» о Кисловодске. Затем вышло в свет продолжение исторического повествования о Ставрополе – «На перекрестке дорог». Эти книги дали возможность читателям не только заглянуть в прошлое, но и оценить, осмыслить дела наших предков, глубже познать историю родного края.

И теперь мы знаем, что одними из первых в Предкавказье пришли рязанские казаки. Их было мало, но храбрости и свободолюбия им было не занимать. Выживать в чужом краю было непросто. Языков горских народов казаки не знали. Обычаи и нравы чеченцев, черкесов, кабардинцев были неведомы. Но мудрость предков подсказала им налаживать дружеские связи с местными жителями. Дружба помогала выживать, вражда означала неминуемую гибель. В новых землях начали обживаться курские, волжские и донские казаки на Тереке, вдоль Черкасского тракта – хопёрские, на Кубани – запорожские и малороссийские. Нелегко было гасить костры вооруженных конфликтов. Много было пролито крови с одной и другой стороны. И всё-таки сила разума и здравый смысл восторжествовали.

Российские крестьяне-переселенцы совершили в Предкавказье небывалое, освоив обширные степи между Доном, Тереком и Кубанью – территорию, по площади равную Бельгии, Швейцарии и трём Люксембургам вместе взятым. Русские не только превратили Предкавказье в богатую хлебную житницу, но и открыли подземные клады, в том числе и целебные воды. Кто здесь только не бывал впоследствии: декабристы, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький, Алябьев, Балакирев, Рахманинов, Шаляпин… А сколько талантливых сынов Отчизны родилось здесь!

Из книг Иоакима Кузнецова читатели узнают, как появлялись в степи укрепления на Черкасском торговом тракте, вырастали города на месте бывших крепостей Азово-Моздокской линии – Екатериноградской, Александровской, Георгиевской… У каждого исторического поселения своя судьба. Так, Георгиевск, недолго имевший статус губернского города, из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению лихорадки, прослыл «кладбищем титулованных советников». По велению Алексея Петровича Ермолова штаб войск линии и губернские учреждения были переведены в Ставрополь с чистым сухим воздухом. Но главное – это был город, расположенный на пересечении жизненно важных для России дорог.

В губернском центре стали сосредотачиваться купеческие капиталы, развиваться промыслы, кожевенные, винокуренные, свечные и мукомольные заводы. Вырастали каменные дома, открывались магазины и лавки. Был построен первый на Кавказе русский драматический театр, первая классическая гимназия. Одновременно преобразилась местность на Кавказских Водах: одним из важных лечебных центров стал Пятигорск, были открыты источники целебной минеральной воды в Ессентуках, Кисловодске, Железноводске.

В XIX веке жители Ставрополя, хоть они и считались формально горожанами, активно занимались крестьянским трудом: имели огороды, выращивали сады, возделывали виноградники. Ставрополь был окружен полями, на которых росла пшеница, рожь, овёс, ячмень, горох, конопля. На речке Ташле в те времена было 12 водяных мельниц.

Ставропольское купечество вело активную торговлю зерном, шерстью, скотом. Численность городского населения росла…

Языком исторической правды, основанной на архивных источниках, просто и увлекательно автор книг рассказывал о прошлом Ставрополя.

Иоаким Вячеславович Кузнецов был настоящим патриотом нашей страны, любил и прославлял Ставрополь и Ставропольский край. Главным памятником писателю стали его книги о родной земле. Но было бы справедливо назвать его именем одну из улиц нашего города, а на доме № 328/7 по улице Ленина, где он жил, установить мемориальную доску. Такое решение было принято на Совете атаманов, Совете стариков, правлении Ставропольского казачьего войска.

Роберт ГОЛОВАНЕВ,

житель Ставрополя.

писатель-историк, История Ставрополя, история Ставропольского края, Иоаким Кузнецов

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление