Заслуженный врач из нашего города

Владислав Секачев

В ближайшее воскресенье отмечают сразу два праздника – День медицинского работника и День отца, к которым имеет прямое отношение самый близкий мне человек на земле. Именно поэтому я и решил посвятить этот материал заслуженному врачу России Юрию Алексеевичу Секачеву, своему бате.

Врач отделения  анестезиологии- реаниматологии краевой  клинической больницы  Юрий Секачёв
Врач отделения анестезиологии- реаниматологии краевой клинической больницы Юрий Секачёв

 

По отцовским стопам

Решение о том, чтобы посвятить себя профессии медика, у школьника Юры Секачева сформировалось ещё в десятом, предпоследнем тогда классе средней школы. Безусловно, примером для него стал его отец Алексей Ермилович Секачев, о котором стоит рассказать отдельно. Мой дед был блестящим врачом, после окончания Казанского медицинского университета он проходил в Москве углублённую подготовку – ординатуру – у легендарного академика Александра Вишневского. Сразу после начала Великой Отечественной войны мой дед оказался на фронте, он воевал до последнего дня сражений и прошёл путь от простого полевого врача до ведущего хирурга армейского фронтового госпиталя. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Спас жизни тысячам солдат и офицеров Красной Армии. Закончил войну в немецком Кёнигсберге, битва за который была одной из самых кровопролитных. После Великой Победы гвардии майор медицинской службы Алексей Секачев служил военным врачом, а затем перешел по специальности в государственную систему здравоохранения. Судьба бросала его по всему огромному Советскому Союзу: сначала – Москва, затем – Ашхабад, где он спасал людей, пострадавших после страшного землетрясения 1948 года. Потом был Душанбе и, наконец, Армавир, который и стал последним пунктом славной биографии доктора.

Именно в Армавире Юрий Секачев и принял решение пойти по стопам своего отца. Хорошее знание профильных предметов – физики, химии и биологии – помогло ему в 1963 году успешно сдать вступительные экзамены и поступить на лечебный факультет Ставропольского государственного медицинского института. Ведь в то время конкурс среди выпускников школ достигал двадцати пяти человек на место.

За шесть лет учёбы в жизни отца произошло много событий, самое главное из которых – встреча с моей мамой Еленой Константиновной, которую родственники и знакомые называли Лялей. Они были однокурсниками. Во время учёбы сыграли скромную свадьбу, а уже после того как родители окончили институт, в 1969 году на свет появился я.

 

Первый опыт работы и армия

После окончания медицинского института отец полтора года отработал хирургом в родном Армавире. Это было время настоящего становления в профессии. Конечно, как у любого начинающего врача, случались ошибки, к счастью, не ставшие фатальными для пациентов. Но они не сломали молодого доктора, а только закалили его и помогли накопить бесценный опыт.

В 1971 году отец был призван в Советскую армию. Служил два года, как и любой проходящий срочную службу в те годы гражданин, только в звании младшего лейтенанта. Это потому, что в институте действовала военная кафедра, студенты-медики регулярно ездили на сборы и при выпуске получали младшее офицерское звание. Служил военный врач Юрий Секачев на Западной Украине. Сначала в местечке под названием Свидница совсем рядом с советско-польской границей, а затем через семь месяцев его передислоцировали во Львов. Отец с самого начала и до конца своей недолгой армейской биографии был начальником медицинской службы воинской части № 36997, которая представляла собой отдельный разведывательно-диверсионный батальон при мотострелковой дивизии. Такое относительно небольшое подразделение, по идее, не должно иметь собственной медицинской части, но, учитывая специфику службы, она была организована.

Медики на военных сборах
Медики на военных сборах

Слушая армейские воспоминания отца, начинаешь понимать некоторые глубокие причины происходящего сегодня на Украине. После окончания Великой Отечественной войны тогда минуло более четверти века, но до тех самых пор продолжались нападения на партийных и советских служащих и даже на военных со стороны нелояльного местного населения. Последний случай там был зафиксирован за год до призыва отца в армию. На многочисленных и, как оказалось, отнюдь не лишних инструктажах офицеров настоятельно предупреждали о том, что контакты с местными надо ограничить до минимума, а в увольнения ходить только группами и в гражданской одежде. Даже во времена развитого победившего социализма во Львове русским и другим советским людям бывало небезопасно. Что уж говорить о том, что испытывали оставшиеся здесь некоренные жители во времена «незалежности». Но это уже совсем другая история.

В 1973 году отцовская служба в армии завершилась. Хотя начальник медицинской службы дивизии очень высоко ценил высокие профессиональные качества молодого офицера и постоянно предлагал ему остаться «в кадрах». Юрий Секачев, получивший к тому времени звание старшего лейтенанта, был твёрдо настроен на работу гражданским доктором и демобилизовался. Об армии у отца, как почти у любого человека, выполнявшего долг перед Родиной, со временем остались только тёплые и добрые воспоминания. Тем не менее он считает, что молодым докторам вовсе не обязательно служить в войсках по два года. Очень серьёзной военной кафедры медицинского института более чем достаточно. И многие его однокурсники этим и ограничились, ведь даже в те годы на двухгодичный срок призывали далеко не всех. Да и в случае всеобщей воинской мобилизации молодые врачи в любом случае наденут белые халаты, то есть будут работать по профессии. Во время практики в гражданских больницах и поликлиниках они накопят куда больше опыта, чем в небольших медицинских пунктах, аналогичных тому, где проходил службу мой отец. Конечно, всё сказанное выше не относится к тем, кто избрал своей стезёй именно военную медицину. У таких людей своя отдельная, но тоже другая история.

 

Анестезиолог-реаниматолог

Работать после армии отец стал в Ставрополе, где и жила наша семья. Изначально по медицинской профессии он был хирургом, успешно оперировал и собирался это продолжать. Но вакансий в городских больницах краевого центра на тот момент просто не было. Пришлось пойти по новому направлению, которое в итоге стало для него главным в жизни.

– Мне предложили работать анестезиологом в отделении реанимации краевой клинической больницы, – вспоминает отец. – Эта медицинская профессия очень сильно отличается от хирургии. И через какое-то время наше отделение стало, если можно так выразиться, настоящей профессиональной «маркой» не только в Ставропольском крае, но и далеко за его пределами.

Это настоящий жизненный путь, связанный с ежедневным профессиональным совершенствованием и регулярными, не реже раза или двух в год, выездами на повышение квалификации по различной тематике. Потому пришёл и результат.

Особенно ценными были знания, полученные на кафедре анестезиологии и реанимации в Центральном институте усовершенствования врачей, которой тогда заведовала блестящий практик и учёный профессор Елена Алимовна Дамир. Сегодня её имя носит та же кафедра преемницы института – Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Доктор часто ездил в Москву, но проводились и выездные учёбы в Ставропольском крае. Очень большую пользу принесли лекции блестящего специалиста в области клинической токсикологии академика Евгения Алексеевича Лужникова, с которым отца связывали и личные дружеские отношения.

Вместе с академиком  Евгением Алексеевичем Лужниковым (слева)
Вместе с академиком Евгением Алексеевичем Лужниковым (слева)

Среди учителей в профессии батя выделяет Леонида Власова, который работал вместе с ним в отделении анестезиологии-реаниматологии краевой клинической больницы. Благодаря всему сказанному выше, а также учитывая отличную практическую деятельность, моему отцу – тогда ещё молодому доктору, была доверена ответственная должность главного токсиколога Ставропольского края.

Вместе с коллегами и учителями  Дмитрием Куропаткиным (в центре)  и Леонидом Власовым (справа)
Вместе с коллегами и учителями Дмитрием Куропаткиным (в центре) и Леонидом Власовым (справа)

Благодаря накопленным знаниям пришёл и результат. Отделение стало однозначно лучшим в регионе. Главный врач больницы предложил отцу стать заведующим, но тот отказался, не желая подсиживать своего старшего коллегу и товарища Дмитрия Куропаткина. Тем более что перед Юрием Секачевым уже открывался новый этап профессионального развития.

 

Искусственная почка

В 1983 году Министерством здравоохранения РСФСР было принято решение об открытии в Ставрополе отделения гемодиализа, другими словами – искусственной почки. Его первым заведующим и стал мой отец. Необходимая для лечения страдающих хроническими заболеваниями людей, а также тех, у кого отказали почки в результате отравлений и травм, служба создавалась с нуля на базе 4-й городской клинической больницы. Кроме всех организационных сложностей отцу пришлось освоить совершенно новую медицинскую профессию под названием «оперативная нефрология».

Самым непростым в процессе создания отделения была именно подготовка помещения для новой структуры. Медицинское оборудование было доставлено заблаговременно, а вот необходимая для него водопроводная разводка, специальный настил полов из мраморной крошки и многое другое требовали времени и постоянного контроля. Кроме того, ещё до открытия отделения на специальную подготовку в Москву отправилась целая группа врачей. В итоге удалось уложиться в срок – 30 декабря 1983 года в отделении искусственной почки был проведён первый диализ. Так называют процесс искусственного выведения продуктов жизнедеятельности и избыточной жидкости из организма пациента с больными или отказавшими почками, осуществляемый с помощью специальной аппаратуры.

Отец возглавлял отделение гемодиализа, которое впоследствии стало нефрологическим центром, более 20 лет. За это время открыли филиал в городе-курорте Железноводске, постоянно росли узнаваемость и авторитет. Но самое главное, благодаря принципиально новой для края медицинской технологии были спасены и продлены тысячи человеческих жизней. Кроме того, врачи отделения во главе с отцом помогли своим коллегам организовать процедуру гемодиализа в детской краевой клинической больнице.

 

Клятва Гиппократа как главный жизненный принцип

В созданном с нуля центре отец мог бы, конечно, работать ещё очень долго. Но в жизни всё складывается непросто. Его спешно отправили на пенсию, так как занимаемая им должность «приглянулась» кое-кому. А вот отца до сих пор помнят и ценят многие его коллеги и пациенты.

После выхода на пенсию батя работал в Центре гравитационной хирургии крови при Ставропольском медицинском университете, где продолжал помогать больным людям. А созданное им вместе с коллегами дело живет и развивается как раз так, как он в своё время и задумывал. Отделения искусственной почки сегодня работают во многих городах края. Одной из главных заслуг отец считает звание Заслуженного врача России. Таким образом, он достойно продолжил дело своего отца и моего деда Алексея Ермиловича, который в свое время был Отличником здравоохранения СССР.

В центре гравитационной хирургии крови  Ставропольского медицинского университета
В центре гравитационной хирургии крови Ставропольского медицинского университета

Помощь больным людям и соблюдение клятвы Гиппократа всегда были главными отцовскими принципами жизни. В отличие от медицинских администраторов он не нажил никаких богатств и сегодня получает весьма скромную пенсию. С моей мамой, Еленой Константиновной, которая всю жизнь работала врачом-психиатром, они прожили вместе 57 лет. Больше года назад мама ушла из жизни, и сейчас отцу очень тяжело…

Мне всегда было интересно слушать рассуждения отца о медицине и её будущем. Именно такими его мыслями я бы и хотел завершить статью: «Можно бесконечно расширять количество диализных мест, тратя на это большие средства. Но обязательно нужно создавать новые центры трансплантации и банки донорских органов. Тем паче что современная наука сегодня очень близка к созданию уникальных лекарств, помогающих без проблем приживаться пересаженным органам. Кроме того, ожидается прорыв и в их клонировании при помощи биологических материалов пациентов. Только таким образом можно помочь сотням тысяч ужасно страдающих почечных больных стать здоровыми людьми».

Фото из семейного архива

День отца, День медицинского работника, заслуженный врач России Юрий Секачев

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление