«Безвизовая история». Продолжение следует

Ольга Метёлкина

В минувшую пятницу в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась выставка «Безвизовая история со словами и без слов».

Сцена из спектакля «Жизнь и подвиги царя Дорголела» (премьера 20 мая 2023 года)
Ольга МетёлкинаСцена из спектакля «Жизнь и подвиги царя Дорголела» (премьера 20 мая 2023 года)

Экспозиция, размещенная в просторном холле третьего этажа, создана в рамках грантового проекта, победившего в 2022 году в конкурсе «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Напомним, Ставропольский музей-заповедник предложил на рассмотрение экспертного совета историческую тему в оригинальном прочтении. Создатели проекта «Безвизовая история» решили в необычном ракурсе взглянуть на уникальный памятник истории и археологии – каменный мавзолей аланского правителя, жившего в XI веке, популяризируя информацию о нем в форме экскурсий, лекций и театрального спектакля. Именно это обстоятельство позволило проекту стать победителем в номинации «Музей + театр».

Первую экскурсию по выставке «Безвизовая история со словами и без слов» провела менеджер проекта, методист отдела культурно-образовательной деятельности и приема посетителей музея-заповедника Марина Чесняк. Она рассказала о том, как в горах Карачаево-Черкесии на территории Кяфарского городища был обнаружен уникальный памятник XI века. Его судьбой озаботился сотрудник Ставропольского краеведческого музея Леонид Никанорович Глушков. Местные жители рано или поздно наверняка бы растащили каменные плиты, использовав их в хозяйстве или строительстве. Работник музея не мог допустить этого. В экспозиции выставки можно увидеть докладную записку, направленную Леонидом Глушковым в 1957 году на имя начальника Ставропольского краевого управления культуры. В ней речь идет о том, что ценнейшие памятники археологии на территории края подвергаются порче и уничтожению. Требуются безотлагательные меры для соблюдения законодательства в области их государственной охраны. Именно Леонид Никанорович Глушков инициировал спасательную экспедицию на Кяфарское городище, и тем самым не допустил утраты древнего памятника.

Первую экскурсию по выставке провела Марина Чесняк
Ольга МетёлкинаПервую экскурсию по выставке провела Марина Чесняк

Марина Чесняк рассказала, как многотонные плиты мавзолея были погружены на волокуши (потому что не нашлось другого подходящего транспорта для перевозки тяжелого груза по бездорожью), спущены с горы и аккуратно перевезены в Ставрополь. Музейщики очистили поверхность плит от земли и сами удивились тому, что увидели. За шесть десятков лет, прошедших с того времени, многие исследователи пытались расшифровать смыслы рельефов, сопоставить фигурные изображения на каменных поверхностях. Леонид Глушков одним из первых обратил внимание на необычную символику. В 1966 году в декабрьском номере популярного журнала «Огонёк» была опубликована заметка «Камень раскрывает историю», в которой автор приводит слова Леонида Никаноровича: «Одни фигуры изображены в христианской молитвенной позе, другие в магической, колдовской. Древние языческие верования в X веке столкнулись здесь с христианством. На памятнике высечены кресты и рядом – мифические чудовища».

Четыре десятка лет посвятил изучению аланского мавзолея директор Ставропольского музея-заповедника Николай Охонько. Результатом его научных изысканий стала монография «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации», опубликованная в 2020 году, и книга «Новые смыслы Кяфарского мавзолея», вышедшая из печати в 2022-м.

Главный художник краевого театра кукол Ирина Уткина и режиссер спектакля Игорь Каспаров
Ольга МетёлкинаГлавный художник краевого театра кукол Ирина Уткина и режиссер спектакля Игорь Каспаров

Возможно, в истории театрального искусства еще не было случаев, чтобы драматургический материал создавался на основе научного труда. В проекте «Безвизовая история» именно так и происходило. Партнером музея-заповедника в этой большой творческой работе стал Ставропольский краевой театр кукол. В самом начале трудно было представить, как можно рассказать о древнем мавзолее и его уникальных рельефных изображениях средствами театрального искусства. Игорь Каспаров – автор либретто и режиссер-постановщик спектакля изучил большой объем исторических исследований (в первую очередь работы Николая Охонько), легенды, мифы и, конечно же, главный памятник нематериального наследия народов Северного Кавказа – нартский эпос.

На выставке «Безвизовая история со словами и без слов»
Ольга МетёлкинаНа выставке «Безвизовая история со словами и без слов»

Посетители выставки «Безвизовая история со словами и без слов» могут узнать все этапы создания спектакля: от эскизов и кукол в витринах до фотовидеохроники репетиций и премьерного показа. Постановка «Жизнь и подвиги царя Дорголела» была показана в программе «Ночи музеев - 2023», где частью сценографии стал подлинный аланский мавзолей в музейном дворике. Спектакль посмотрели более 250 зрителей.

У непосвященных может возникнуть вопрос, почему у проекта такое название – «Безвизовая история»? Ответ прост: его целевая аудитория – это студенты из разных стран мира и регионов России, которые учатся в вузах Ставрополья. Создатели проекта решили нестандартным способом познакомить их с культурой, историей и традициями нашего края. Музей-заповедник подключил к реализации проекта и свои филиалы: в галерее пейзажей живописца Павла Моисеевича Гречишкина студентов-иностранцев знакомили с природой Ставрополья и других уголков России, их встречали в Музее-усадьбе художника-академиста Василия Ивановича Смирнова, где жил его ученик выдающийся осетинский и русский поэт, публицист, живописец Коста Хетагуров. Тематические лекции и экскурсии по залам музея-заповедника тоже помогли гостям из других стран лучше узнать о Ставрополье, его жителях, истории, этнографии, флоре и фауне.

Спектакль «Жизнь и подвиги царя Дорголела» стал своеобразной кульминацией проекта. Для студентов, которые еще не очень хорошо говорят и понимают по-русски, язык театрального искусства стал универсальным для понимания истории о жизни аланского царя. Тем более что в спектакле практически нет слов, а ряд персонажей имеют общие черты с героями сказаний и мифов разных народов мира. И всё-таки для того, чтобы сюжет был предельно понятен всем зрителям, команда проекта подготовила программки с кратким содержанием действия.

Планируется также поставить спектакль на сцене театра кукол. Его технические возможности позволяют создать необыкновенное зрелище с потрясающими визуальными и звуковыми эффектами. Таким образом, зрители разного возраста познакомятся с сюжетной линией, которая, вероятно, подскажет им дорогу в музей-заповедник.

- Художественно-изобразительные средства и технические данные нашего театра действительно велики, но непосредственная атмосфера памятника, изображения которого оживают в спектакле, есть только в одном месте, и она не может быть воссоздана искусственно, - отметил Игорь Каспаров.

Директор музея-заповедника Николай Охонько поддержал пожелание режиссера и сказал, что в теплое время года есть возможность показать спектакль еще несколько раз в музейном дворике, непосредственно возле мавзолея аланского правителя. Так что у тех, кто не смог попасть на премьеру, еще будет возможность увидеть необыкновенную историю о жизни и подвигах царя Дорголела.

Выставка «Безвизовая история со словами и без слов» в музее-заповеднике будет работать до 7 августа.

Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, «Музей 4.0», выставка «Безвизовая история со словами и без слов», Благотворительный фонд Владимира Потанина, Марина Чесняк, Николай Охонько

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление