Уроки бельканто

.

Я расскажу о певице и талантливом педагоге, о Лидии Васильевне Спеваковой, приехавшей в Ставрополь вместе с семьей в 1947 году.

Молодая женщина была принята на работу в Дом офицеров педагогом по вокалу. Краевой центр восстанавливался быстрыми темпами, его жителям хотелось поскорее забыть оккупацию, войну, отстроить любимый город. Восстанавливались дома культуры, в них открывались студии и кружки по интересам, и бывшая артистка оперетты с воодушевлением взялась за дело.

Лидия Васильевна, до замужества Родионова, родилась 26 апреля 1910 года в городе Витебске в многодетной семье, детей было одиннадцать, выжили, к сожалению, только шестеро. Родители всем шестерым дали образование. Лида окончила гимназию и во всем старалась походить на маму, которая, имея прекрасный голос, пела в церковном хоре. Яркие музыкальные способности девочки проявились уже в раннем детстве. Ей хотелось освоить гитару, играть на фортепьяно, но больше всего она любила петь и танцевать, поэтому была участницей всех творческих мероприятий школы и города: прекрасно проявила себя в танцевальном коллективе, пела на концертах. Характер у Лиды был легкий и веселый, общительную девушку друзья любили, педагоги уважали и ценили за голос, музыкальность и пластичность.

Конечно же, с выбором профессии было все ясно: это сцена! Лида окончила Ростовское музыкальное училище по классу «вокал». Ей повезло учиться у преподавателя Софьи Васильевны Велиховой, которая ранее была ученицей итальянского педагога, получила уроки бельканто, одного из стилей академического вокала.

Выйдя замуж за человека, связавшего судьбу с авиацией - П. Г. Спевакова, Лидия Васильевна посвятила себя не только искусству, но и семье, следуя за мужем в Новочеркасск, Ростов, Энгельс и другие города страны. В Ростове она работала в Музыкальном театре и всегда пела ведущие партии. Ее красивое драматическое сопрано с огромным успехом звучало в опере и оперетте! Партия Татьяны в «Евгении Онегине» и партия Лизы в «Пиковой даме» П.И. Чайковского, в оперетте Легара «Веселая вдова» партия мадам Главари, партия Сильвы в одноименной оперетте Кальмана. Также на концертах в ее исполнении звучали песни русских и зарубежных композиторов.

Муж Лидии Васильевны с первого и до последнего дня войны сражался на фронте, был кадровым офицером и служил в гвардейском авиационном полку. В эти годы Лидия Васильевна с двумя детьми находилась в эвакуации в Узбекистане, затем в Казахстане. Где бы она ни проживала, продолжала активно работать – выступала в госпиталях, поддерживая раненых бойцов, организовывала работу танцевального, драматического, вокального кружков. Конечно, она сильно уставала, ведь надо было заботиться о маленьких дочках. Тревожилась и за мужа, но ее ценные качества - талант, трудолюбие, умение выполнять сверхзадачи и оставаться спокойной, помогали преодолевать трудности и верить в победу. После войны семья воссоединилась в Ростове, а в 1947 году переехала на постоянное жительство в Ставрополь. В Доме офицеров Лидия Васильевна создала хор, занималась вокалом с солистами, дирижировала.

Как чуткий и отзывчивый человек, Лидия Спевакова вела общественную работу – была избрана депутатом Ленинского района, некоторым семьям смогла помочь получить квартиры, помогала в различных житейских вопросах. Несколько лет исполняла обязанности присяжного заседателя городского суда.

За 15 послевоенных лет город похорошел, открылся новый Дворец культуры, названный в честь первого космонавта Ю. А. Гагарина. Первым директором со дня открытия ДК им. Гагарина была Мария Павловна Щипакина, с которой у Лидии Васильевны сложились очень доверительные отношения, как это бывает, когда каждый на своем месте. Лидия Васильевна была приглашена в лучший на тот момент храм культуры, где ковались творческие кадры не только для его сцены и города, но для всего Ставрополья, от города до самого отдаленного колхоза! Начался новый отсчет ее деятельности - с 1960 года и до конца своей жизни Спевакова не теряла связи со своими учениками. Уже в 70-е годы ее имя было на слуху, люди творческие потянулись именно в ее класс вокала, создался большой коллектив, и через пять лет он стал носить название «Энтузиасты».

Лидия Васильевна работала над постановкой академического голоса, в репертуаре были произведения классиков: Чайковский, Корсаков, Рахманинов и другие. Но не все солисты пели классический репертуар, ведь во Дворце культуры уже работали другие коллективы: «Россияночка», «Заряночка», ансамбль «Диапазон», коллективы эстрадной и народной песни, национальный ансамбль «Казбек», ансамбль гитаристов и другие. Поэтому любой солист мог постучаться в дверь класса Лидии Васильевны и попросить, чтобы педагог поработала с ним, «распела», научила брать дыхание, подсказала, как ярко «подать» произведение. Уроки мастерства проходили в деловой, дружеской обстановке, Лидия Васильевна всегда находила нужные слова, чтобы не ущемить чувства начинающего певца, не допускала формализма и фамильярности. Она всегда находила ценные качества у человека, которые продолжала развивать из репетиции в репетицию.

Среди всех, кто не мог жить без песни, без уроков Лидии Васильевны, выделялись способные ученики: Людмила Кононец, Людмила Моисеева, Виталий Симушов, Ксения Захарова, Евгений Шелуховский, супруги Галина и Евгений Лазоренко, Валентина Васильева, Дмитрий Горбачев, Эрвин Митюшин, Светлана Ярикова, Владимир Грачев, Геннадий Золотарев и многие другие. Кроме самодеятельных артистов к Лидии Васильевне обращались за консультацией, за помощью и «звезды»! Например, артист и преподаватель Московской консерватории Юрий Ельников, дирижер Московского Кремлевского духового оркестра Виктор Афанасьев были ее учениками! Занятия вокалом и огромное желание давали возможность сделать певческую карьеру на профессиональной сцене, как это получилось у Николая Колядко. Он получил образование в Ленинградской консерватории и стал работать в Ленинградской филармонии, ездил по стране с сольными концертами.

Дмитрий Горбачев долгие годы радовал зрителей своим талантом в Ставропольской филармонии. Многие ученики замечательного педагога сдали экзамены и были студентами Ставропольского музыкального училища. Уроки Лидии Васильевны давали шанс и возможность сделать поворот в судьбе, как это случилось еще у одного талантливого парня.

Александр Вечёркин - обладатель бархатного баритона, родился в селе Дивном, но из-за плохого зрения с семи лет ему пришлось учиться в Георгиевском интернате для слепых и слабовидящих детей. Баянист Юрий Пыхтин посоветовал сходить во Дворец им. Гагарина.

- В ДК им. Гагарина я пел лет десять, - вспоминает А. Вечёркин. - У Лидии Васильевны я прошел хорошую школу, а потом мне сказали: если ты получишь «корочку», может, тебе за пение станут хоть какие-то деньги платить.

Так в 33 года Александр Вечёркин поступил в краевой колледж искусств, впоследствии стал выступать на сцене филармонии.

Это один из многочисленных примеров из жизни реальных людей, которые после индивидуальных занятий с одухотворенным педагогом, вселившим веру в ученика, поверили в свои возможности.

Лидия Васильевна прививала вкус к хорошей музыке, а чтобы номера имели успех, артист должен быть грамотным, даже не имея соответствующего образования. Здесь важно все: выход на сцену, одежда, подача произведения, поклон, прием цветов, уход со сцены. Кстати во Дворце культуры был огромный гардероб, где можно было подобрать прекрасные концертные платья и костюмы для разных песен: классических, эстрадных, народных.

Коллективы часто выезжали с концертами, получали заслуженные аплодисменты, цветы. Сейчас продолжают трудиться педагоги, работавшие когда-то бок о бок с Л.В. Спеваковой: В.С. Кушнарев - баянист, композитор, руководит хором, В.Е. Калиновский - руководитель ансамбля гитаристов «Осень», В. И. Коротков - заслуженный артист РФ, кавалер медали «За заслуги перед Ставропольским краем», руководитель нескольких коллективов, в том числе народного хора академического пения аграрного университета. И каждый из них с теплотой и благодарностью вспоминает время совместной работы и общение с Лидией Васильевной.

Валерий Иванович Коротков поделился своими воспоминаниями:

«Лидия Васильевна человек одаренный, глубоко творческий и одухотворенный. Личность интеллигентная, педагогически талантливый, грамотный интерпретатор, знающая почти весь популярный репертуар. Она прекрасно чувствовала индивидуальность каждого своего ученика, практически все у нее пели хорошо. Богатейший, разнообразный репертуар, которым она владела в совершенстве, привлекал на ее концерты всю интеллигенцию города! Ее концерты проходили с аншлагом. Фундамент, заложенный в шестидесятые годы прошлого века, продолжает приносить благодарные, искренние вокальные плоды. В моих коллективах пели некоторые из учеников Лидии Васильевны, и я вспоминаю ее с благодарностью и уважением, мы гордимся этой талантливой и уникальной великой женщиной и педагогом».

Лидию Васильевну я запомнила не только в рабочем процессе, был очень яркий день, когда она, подобно Диве, восседала на сцене в свой юбилей. Красиво уложенные волосы, нарядное платье, украшенное наброшенным на плечи мехом, оттеняли ее свежее, сияющее внутренним светом лицо. Невозможно было от нее отвести глаз! И все несли и несли ей цветы и говорили о своей любви и уважении! Музыка, цветы, поздравления, масса народа, и это было искренне и с любовью к человеку, который трудился ради искусства.

Уехавшие ученики время от времени возвращались, чтобы встретиться, поговорить с первым и любимым педагогом по вокалу, который дал правильное направление в музыке и в жизни. Во время встреч глаза Лидии Васильевны оживлялись новым блеском, она интересовалась всем, будто это ее родные дети.

Работая над очерком, я заглянула в Интернет и обнаружила небольшую заметку и фото красивой белокурой девушки Светланы Болотовой, где она поделилась воспоминаниями о своем педагоге: «Итальянская вокальная школа в российской провинции... Она сохранилась. Я сейчас мысленно возвращаюсь к памяти замечательного педагога по вокалу Лидии Васильевны Спеваковой. Она была великолепной певицей, а когда закончила профессиональную карьеру певицы, сама посвятила себя педагогической деятельности».

И вот Светлана Болотова, совсем ещё девчонка, попала в студию Лидии Васильевны, которая преподавала азы вокала во Дворце культуры имени Гагарина города Ставрополя, причём абсолютно бесплатно. Это была маленькая интеллигентная женщина в крохотной шляпке с хорошими манерами. Она-то и дала Светлане азы правильного певческого дыхания. Светлана обожала театр и очень хотела быть театральной актрисой. Однажды, почувствовав в девочке певческий талант, Лидия Васильевна как-то мягко сказала: «Света, а может быть, просто петь?» И через какое-то время эта худенькая девочка запела... Да ещё как! Пришло время определять дальнейшую судьбу. Света успешно окончила училище с красным дипломом и сегодня очень хорошо поёт. А Лидия Васильевна Спевакова осталась в памяти навсегда, остался её голос и её вокальная школа.

Как доброе семя, брошенное в плодородную почву, продолжает давать урожай, так и традиции студии, заложенные талантливым педагогом в далеком 1960 году, остались незыблемыми. Ее работа была самой мирной, и цель ее – нести радость своим творчеством и научить этому всех, кто стремится к прекрасному. За свою творческую деятельность она получила медаль лауреата второго Всесоюзного фестиваля народного творчества; медаль «За отличную работу культпросветучреждений профсоюзов»; медали - «40 лет Победы в ВОВ», «50 лет Победы в ВОВ»; «60 лет Победы в ВОВ». Лидия Васильевна проработала во Дворце им. Гагарина 33 года – с 1960 по 1993 год, и до конца жизни она интересовалась вокальной студией, ребятами, продолжающими посещать занятия, и успехами учеников.

Руководителем вокальной студии с 1994 года стала М.Ю. Гуськова, она сохраняла и приумножала накопленный опыт и соблюдала традиции, но по состоянию здоровья вынуждена была уволиться. По словам ныне действующего директора ДК имени Ю.А. Гагарина Галины Валентиновны Найденко, студия имени Л.В. Спеваковой перестала существовать: «К сожалению, пока не нашелся такой человек, который смог бы продолжить дело вокальной группы».

Обе дочери Лидии Васильевны окончили Ленинградскую консерваторию и преподавали фортепьяно: младшая, Евгения Петровна, во Львове, затем в Ярославле в музыкальном училище. Старшая, Тамара Петровна, после окончания учебы стала работать в Ставропольском музыкальном училище преподавателем фортепьяно. Она попросила Лидию Васильевну за свою ученицу Елену Шкляревскую: взять ее в вокальную студию аккомпаниатором. В процессе учебы Е.П. Шкляревская выделялась на фоне остальных студентов музыкальными данными, концертмейстерским даром. Начав свою деятельность в ДК им. Ю.А. Гагарина с 1963 года с Лидией Васильевной, Елена Петровна осталась с ней до конца.

Сама же Тамара Петровна с 1993 по 2013 год работала в студии «Жаворонок» при ДК им. Гагарина преподавателем по фортепьяно и концертмейстером в концертном хоре. Я задала вопрос Тамаре Петровне: «Какая была ваша мама в семье, быту?» И получила короткий ответ, что в семейной жизни мама была поддержкой, первой советчицей, неповторимой, справедливой и любящей. Истинная русская женщина, у которой времени хватало на всех: на супруга, на своих детей и внуков, на учеников в студии, ведь недаром Лидии Васильевне было отмерено жизни более века: она прожила 104 года - с 1910-го по 2014-й.

Татьяна РЫКУНОВА, член Союза журналистов России, ученица Лидии Васильевны Спеваковой

Ростовское музыкальное училище, Лидия Васильевна Спевакова, Союз журналистов России, Ставрополь, ДК им. Гагарина, Дом офицеров

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление