На пороге исторической реновации

Олег Чесноков

Поводом для беседы с исполнительным директором торгового комплекса «Базар» Жанной Шевцовой стала грядущая масштабная реновация прилегающей к предприятию территории, которая будет проводиться совместно с администрацией города Ставрополя. Но обо всём по порядку.

Исполнительный директор торгового комплекса «Базар» Жанна Шевцова
Олег ЧесноковИсполнительный директор торгового комплекса «Базар» Жанна Шевцова

Новый облик

Торговый комплекс «Базар» в Ставрополе разительно преобразился и обрёл новый облик более шести лет назад, когда сюда пришёл серьёзный и ответственный инвестор. А ведь долгие годы Нижний рынок, как он назывался в народе, был, мягко говоря, не самым привлекательным для жителей и гостей краевой столицы. Мало того, финансовые показатели предприятия, как это ни удивительно, оставляли желать лучшего, а работа его руководства неоднократно признавалась не-эффективной на уровне администрации краевой столицы.

– Получилось так, что в бытность рынка муниципальным предприятием у него практически не было хозяина, во всяком случае, рачительного, – вспоминает Жанна Шевцова. – Коечно, мы пытались реструктуризировать гигантские долги, но это было невозможно. Слишком уж «постарались» предыдущие руководители рынка. И только принятое администрацией города решение о привлечении нового инвестора смогло в корне изменить ситуацию.

После этого модернизация старейшего городского рынка произошла достаточно быстро и качественно. За короткое время его территория преобразилась, сохранив в то же время узнаваемые исторические черты, в первую очередь уникальный купол. Теперь торговый комплекс разбит на кластеры, то есть своеобразные объединения по профилю. Каждый носит своё название, которое отражает специфику – мясо, рыба, молочные продукты и бакалея. Одной из главных фишек здесь стал фуд-корт – место, где можно отведать блюда полутора десятков кухонь разных стран мира.

 

Кухни со всего мира

– В ближайшее время, буквально ко Дню работника торговли, у нас на фуд-корте появятся два новых ретейлера – рестораны быстрого питания, где может перекусить каждый желающий, – рассказывает Жанна Шевцова. – В одном из них будет представлена мексиканская кухня, а во втором - совместная итало-грузинская под названием «Хинкали-паста». Естественно, благодаря этому мы расширим и посадочную зону для посетителей, добавив к двум сотням существующих у нас мест еще около 40.

Тенденция организовывать места для общественного питания прямо на продовольственных рынках зародилась в Европе и быстро пришлась покупателям по вкусу. Достаточно вспомнить знаменитый рынок морепродуктов Бокерия на бульваре Ла Рамбла в Барселоне, который обрёл настолько широкую популярность среди туристов, что уже давно вошёл в список самых посещаемых достопримечательностей столицы Каталонии. Теперь такое направление активно развивается и в России. На фуд-корте может перекусить и большая семья с разными вкусовыми предпочтениями, каждый найдёт здесь именно то блюдо, которое ему нравится, причём по приемлемым ценам.

 

Привлекательный имидж и плюсы конкуренции

– Очевидно, что в последнее время рынки перестали быть, как говорится, пугающим местом, – подчёркивает Жанна Шевцова. – Какое-то время назад они ассоциировались со столпотворением, антисанитарией и присутствием сомнительных личностей. Теперь у нас и у большинства наших коллег всё по-другому – чистота, порядок, уют, удобные места для приёма пищи и надёжная охрана. Как результат, и люди начали по-иному относиться к рынкам. Более того, эти торговые комплексы стали своеобразными точками притяжения для граждан самых разных социальных статусов, возрастов и интересов. Хочу сказать ещё пару слов в пользу рынков. Абсолютно неправильно утверждение, что крупные торговые сети полностью их вытеснят. Ведь рынки были и остаются порой единственной зоной, где могут реализовывать свою продукцию небольшие производители и домашние подворья. У большинства из них нет возможности открыть свои магазины, в сетях их особо не ждут. Потому самым подходящим для таких производителей остаётся рыночный формат, наличие которого позволяет сохранять конкурентоспособность их продукции.

И молочная продукция, и колбасные изделия домашнего изготовления всегда пользуются популярностью у покупателей. У павильонов «Базара», где реализуются такие товары, нередко возникают очереди. Давно привыкли клиенты и к диетическому мясу, правильно разделанному, упакованному и подтверждённому сертификатами качества. Завоевать любовь и уважение потребителя сегодня можно только так.

Всё это в комплексе является прямым и реальным путём к развитию в нашем городе, как модно сейчас говорить, гастрономического туризма. С традиционными блюдами проживающих на территории Ставрополя народов и, конечно, с колоритом казачьей кухни.

 

Туристический код

Исполнительный директор торгового комплекса «Базар» подчёркивает, что одной из главных задач руководства всегда было сохранение сложившегося архитектурного облика рынка и прилегающих к нему территорий. Ведь комплекс находится в исторической части краевой столицы, и вся предыдущая модернизация происходила в пределах строго ограниченной территории рынка. Изначально проект ставил задачу сохранить уникальный купол. Таких в нашей стране несколько, и в Ставрополе он является своеобразным символом этой части города.

Важно, что грядущая реновация «Базара» и соседних территорий обязательно будет продолжена. В целях сохранения исторического облика и создания новой комфортной локации для жителей и гостей краевой столицы было принято решение о необходимости разработки дизайн-кода и реализации проекта благоустройства в традиционной центральной части Ставрополя. А «Базар», образно выражаясь, находится в самом сердце исторического центра. Неслучайно в качестве основной зоны благоустройства выбрана самая старая в краевой столице улица Шаумяна, где и расположен торговый комплекс.

 

Исторические корни

Улица Шаумяна, в прошлом носившая название Армянской, является первой, появившейся в Ставрополе. Здесь на рубеже XVIII – XIX веков между крепостью и казачьими слободками возникло армянское поселение, первые торговцы и ремесленники возводили двухэтажные дома, открывали лавки, пекарни и мастерские. То есть создавался рынок – предшественник нынешнего красивого и современного торгового комплекса.

До сих пор улица Шаумяна сохраняет статус торгового квартала со множеством точек питания, именно поэтому в народе эту локацию называют «Обжорный ряд». Бывшая Армянская улица также входит в самые популярные туристические маршруты краевой столицы под названиями «Купцы и меценаты города Ставрополя», «Казачий Ставрополь», «Ставрополь – туристический город» и другие. Статистика утверждает, что в течение каждого дня здесь проходит от 30 до 50 тысяч пешеходов, и это – один из самых высоких показателей посещаемости в столице региона.

 

Вполне осязаемые контуры грядущего

Для дальнейшего развития и продвижения территории исторического центра Ставрополя и старейшей улицы Шаумяна необходимо обустройство пешеходной зоны, оборудованной в том числе для маломобильных групп населения, и создание площадки для проведения городских мероприятий. Город имеет аналогичный опыт. Так, в 2017 году был завершен проект по строительству пешеходной улицы на месте парковки в центре краевой столицы, в районе Александровской площади. Сегодня это место с каскадом фонтанов является одной из основных точек притяжения туристов и местом проведения событийных мероприятий.

И ещё – проект туристического кода центра города включает в себя не только обустройство пешеходной зоны на улице Шаумяна, но и разработку единого стиля благоустройства и оформления зданий и вывесок исторических зданий, сочетающего в себе элементы современной архитектуры и губернского Ставрополя.

– Администрация города подала документы на участие во всероссийском конкурсе лучших замыслов по линии национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Министерства экономического развития Российской Федерации, – отмечает Жанна Шевцова. – Победа в нём позволит привлечь федеральное финансирование для реализации проекта на улице Шаумяна. Но, как заверили нас в администрации, глобальная реновация здесь произойдёт в любом случае, вне зависимости от результатов конкурса. В частности, помимо общественной пешеходной зоны на улице Шаумяна и в прилегающих переулках, будет построена новая парковка. Окружающая «Базар» территория станет свободной от машин и преобразится к лучшему. Так, здесь должны появиться фонтан, многочисленные и качественные предприятия уличного питания и даже карусели.

Исполнительный директор «Базара» подчёркивает, что после реновации на территории торгового комплекса постоянно будут проводиться различные интересные мероприятия и сезонные ярмарки, в том числе и рождественские. Совместно с городскими властями планируется обустроить уникальную прогулочную зону от комплекса до самой Крепостной горы. В этот проект, кроме государственных средств, будут также вложены значительные финансы частного инвестора.

 

Максимальная ориентированность на покупателей

Ставрополь развивается и молодеет. На площадке «Базара» его жителям и гостям должно быть вкусно, интересно и комфортно. Вместе с двумя открывающимися в ближайшее время предприятиями, о которых говорилось выше, здесь скоро будет работать десять качественных и разнообразных точек быстрого питания. Кроме того, в ассортимент ресторанов быстрого обслуживания постоянно добавляются новые блюда, в том числе с учётом сезонного ассортимента.

На рынке ставропольские предприниматели продают продукцию высокого качества. А именно последнее и является ключевым моментом, ведь по-другому здесь не удержаться. «Базар» обеспечивает работой не менее трёх сотен человек, плюс тридцать работающих в действующем тут же большом магазине крупной и динамично развивающейся мебельной торговой сети и ещё столько же сотрудников администрации комплекса.

– Всё, что делается в нашем торговом комплексе на протяжение шести последних лет, направлено на создание территории, где жители и гости Ставрополя будут чувствовать себя уютно и комфортно, – говорит Жанна Шевцова. – Мы неслучайно не пустили сюда торгующие дешевой и не очень качественной одеждой сети, которые, между прочим, предлагали заключить арендные соглашения на весьма выгодных условиях. Но это противоречит нашей концепции. Рынок – это тот механизм, который будет работать всегда и при любых условиях, самым ярким свидетельством чему была недавняя ситуация с пандемией. А наша задача заключается в том, чтобы сделать эту работу максимально привлекательной для клиентов. В этом процессе мы всегда можем рассчитывать на помощь министра экономического развития Ставропольского края Дениса Полюбина и руководителя комитета экономического развития и торговли администрации краевой столицы Натальи Меценатовой. Они очень быстро и положительно решают все возникающие у нас проблемные вопросы. В преддверии профессионального праздника всем своим коллегам желаю хороших и благодарных покупателей, которые всегда должны оставаться довольны обслуживанием. Ведь именно для них и работает каждый из нас. Мы всегда прислушаемся к любым замечаниям горожан, чтобы они в любом случае уходили от нас в хорошем настроении. Главная цель, которую мы ставим, заключается в том, чтобы сделать торговый комплекс «Базар» соответствующим всем запросам современного потребителя. И если поток покупателей постоянно увеличивается, то мы идём в правильном направлении!

фуд-корт, торговый комплекс «Базар», туристический код, День работника торговли, Нижний рынок, мексиканская кухня, итало-грузинская кухня, ресторан быстрого питания

Другие статьи в рубрике «Благоустройство»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление