Эта выставка в окне…

Ольга Метёлкина

Прохожие, шагая мимо старинного здания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, что на улице Дзержинского, обращают внимание на яркие рисунки в окнах.

Ольга Метёлкина

Традиционные деревянные ложки и матрешки в нарядах в стиле хохломы, гжельская роспись, напоминающая морозные узоры…

Необычную экспозицию «Мир народного искусства глазами детей» в конце Года нематериального культурного наследия народов России музей организовал совместно с Центром внешкольной работы Промышленного района Ставрополя. В Международный день художника юных авторов работ пригласили в музей на экскурсию и одновременно открытие их маленькой выставки.

Старший научный сотрудник Людмила Владиславовна Волошенко провела для них экскурсию по знаменитой «Золотой коллекции». Ребята впервые увидели скульптурные изображения и живописные полотна, которые еще в прошлом веке поступили в музей из собрания купцов Алафузовых, а позже из Государственного Эрмитажа.

Искусствовед обратила внимание юных посетителей на то, с каким совершенством скульпторы и живописцы прошлого создавали свои работы, как им удалось характеры персонажей передать в мраморе и на холсте.

Ольга Метёлкина

После того, как ребята совершили экскурсию по залам «Золотой коллекции», им разрешили потрогать произведения современных художников из дерева и мрамора, чтобы понять, чем отличаются материалы, из которых они созданы. Марина Петровна по ходу экскурсии спрашивала у ребят, что они увидели, а те делились своими впечатлениями.

Воспитанники Центра внешкольной работы, с которыми работает педагог-организатор Марина Петровна Озерова – дети особенные, у каждого сложные диагнозы. В комнате школьника «Олимпиец», где проходят занятия, для них разработан специальный проект «Шаг за шагом», направленный на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья через их вовлечение в дополнительное образование. Проще говоря, ребят учат наблюдать явления природы, окружающий мир, делиться впечатлениями и рисовать. Элементы арт-терапии помогают им развиваться. Следует особо отметить, что в 2020 году Центр внешкольного образования был включен в реестр лучших практик работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования Ставропольского края.

В рамках проекта «Шаг за шагом» Марина Петровна Озерова разработала индивидуальное обучение для вновь пришедших воспитанников с учетом состояния здоровья каждого ребенка, взяв за основу правополушарное рисование. Её методика позволяет даже тем, кому трудно держать в руке кисточку, добиваться хороших результатов, а значит получать мотивацию для продвижения на новый уровень.

В чем заключаются преимущества метода правополушарного рисования? Дело в том, что правое полушарие мозга отвечает за восприятие окружающего мира, оно обрабатывает информацию в образах, позволяет фантазировать. Словом, помогает человеку творчески мыслить. В отличие от него, левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, способности к математике и речь. Левое полушарие развивается при условии успешного развития правого. Метод правополушарного рисования помогает детям с ограниченными возможностями здоровья развивать когнитивные функции, улучшать зрительную память и мелкую моторику. Воображаемый мир обретает реальные черты на белом листе бумаги. Рисуя, ребенок демонстрируют свою внутреннюю вселенную, а видя результат и получая одобрение, обретает уверенность в себе.

- Дети очень хорошо чувствуют природу, - говорит Марина Петровна. – Мы занимаемся через сказку. Вначале выходим на улицу, «слушаем» воздух, нюхаем его, трогаем деревья, собираем листья, наблюдаем, как деревья меняют оттенок, а потом это передаем с помощью красок. Почему, например, бумага «заплакала»? А потому что сегодня на улице туман и серое небо.

Об этом мы говорили и с мамами ребят. Анита Багирян рассказала, что ее шестилетний сын Богдан очень любит рисовать природу: облака, небо, цветы, деревья. Когда она возит его к логопеду, Богдан смотрит по сторонам и говорит: «Вот это хочу нарисовать», а потом, вернувшись домой, переносит на бумагу то, что запомнил. Поэтому не удивительно, что, помимо рисунков по заданию Марины Петровны, у него появляется еще много самостоятельных работ. А ведь прежде Богдану даже не удавалось удержать в руке карандаш.

Маруся Ивницкая занимается у Марины Петровны около пяти лет. Когда мама Ирина пришла с ней к педагогу, девочке было шесть лет. Маруся не говорила и ни минуты не могла усидеть на одном месте, гиперактивность зашкаливала. Занятия у Марины Петровны принесли заметные результаты. Следует сказать, что помимо рисования у Маруси есть и другие увлечения. Сразу же после экскурсии в музее изобразительного искусства она с мамой отправилась на музыкальное занятие.

В музее мы познакомились с Исой Омаровым и его мамой Сабият. Честно говоря, Иса покорил меня своим увлечением историей. Когда заведующий передвижными выставками Сергей Федорович Думкин рассказал гостям о том, что сотрудники музея недавно вернулись из поселка Новокумского, где подготовили передвижную экспозицию «Сделано в СССР», Иса заметно оживился. Оказалось, мальчик увлекается не просто историей, а периодом СССР. Он даже знает, что в своё время в составе Советского Союза было 16 республик, а не 15, как в момент распада великой страны. В «Золотой коллекции» Иса особенно вдохновился итальянским пейзажем кисти выпускника Петербургской академии художеств, живописца XIX века Льва Лагорио. На вопрос, чем же картина привлекла его внимание, Иса ответил просто: «Я лето люблю».

По методике Марины Петровны Озеровой в проекте «Шаг за шагом» учатся рисовать не только дети, но также их мамы. Для них педагог проводит мастер-классы по правополушарному рисованию, в ходе которых они знакомятся со специальной методикой и создают с ее помощью свои маленькие шедевры.

- Это важно, потому что, когда я даю домашнее задание ребенку, мамы, прошедшие мастер-класс, уже знают, как помочь его выполнить, - говорит Марина Петровна. – Ведь когда мы работаем вместе: ребенок - педагог – мама, обязательно приходят положительные результаты.

Фатима Кривогузова – мама маленькой Ксюши призналась, что не рисовала со школьных лет.

- Увлечь рисованием родителей – это была задумка Марины Петровны, - рассказала Фатима. – Как правило, мамы живут интересами детей. Ежедневные заботы заставляют забывать о своих желаниях, о том, чем, может, раньше и увлекался. В общении с Мариной Петровной неожиданно открывается, что ты, оказывается, можешь рисовать, и это у тебя получается.

Фатима рассказала, что мастер-класс, на который она впервые пришла к Марине Петровне, длился шесть часов(!). О времени его участницы вспомнили уже к концу, когда под руководством преподавателя сделали собственные работы, а еще потому, что пора было домой…

Ольга Метёлкина

А тем временем прохожие шли по своим делам, мельком взглянув на рисунки в окнах музея и небольшую группу детей и взрослых, фотографирующихся на фоне маленькой доброй выставки. Для тех ребят, которые, преодолевая трудности, создают свои работы в комнате школьника «Олимпиец», для их родителей и педагога она стала по-настоящему большим достижением.

«Мир народного искусства глазами детей», Международный день художника, правополушарное рисование, Год нематериального культурного наследия народов России, ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Центр внешкольной работы Промышленного района Ставрополя

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление