Задача социальной реабилитации – вырастить хорошего человека

Наталья Ардалина

В круговороте ежедневной суеты, спешке, необходимости добывания «хлеба насущного» нам иногда некогда обернуться, посмотреть по сторонам – а вдруг кто-то нуждается в нашей помощи, кому-то необходимы поддержка и участие, просто элементарное неравнодушие.

Только когда уже случается беда и возникает явная проблема, окружающие замечают людей, попавших в беду, или, как их обозначают сухим законодательным термином, «попавших в трудную жизненную ситуацию».

Так что это за ситуация и почему людям, попавшим в нее, необходима помощь?

«Трудная жизненная ситуация: ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно».

Как видно из официальной формулировки, человек уже не в состоянии преодолеть такую ситуацию самостоятельно, поэтому ему и необходима помощь.

Самые беззащитные в таких случаях – дети. Чаще всего трудная жизненная ситуация в отношении них – это социальное сиротство, когда родители не могут или не хотят выполнять свои прямые обязанности. Ведь взрослые зачастую сами виноваты в том, что попадают в круг проблем: это влияние пагубных привычек, неодобряемых форм социального поведения – алкоголизм, наркомания, вследствие этого потеря работы, жилья, безденежье, проблемы со здоровьем…

Как логическая цепочка жестоких закономерностей, в семьях, которые выбрали такой образ жизни, зачастую процветает насилие, грубое обращение, детская безнадзорность. И если взрослые иногда еще могут как-то справиться со сложившейся ситуацией, – захотят все исправить и взяться за ум, если еще не все потеряно, то детям однозначно необходима помощь, в первую очередь забота и крыша над головой, пока родители будут исправлять сложившееся положение и пытаться вернуть своих детей в семью. А иногда случаются и непоправимые ситуации, когда ребенок теряет родителей и становится сиротой… В этом случае важно не только взять его под крыло, но в первую очередь отогреть, дать чувство защищенности и уверенности, что он не один…

Самое страшное, наверное, для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, это чувство безысходности, когда кажется, что ты в тупике и нет такой силы, которая может помочь. Невольно приходит на ум цитата из романа Ф.М. Достоевского: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Очень важно, чтобы в этом месте, куда можно прийти человеку со своей бедой, его приняли, поняли, поддержали, оказали квалифицированную помощь. Для детей таким местом является социальный приют.

Казалось бы, такое казённое слово – «приют», но если вслушаться в звучание, приют – это от слов «приютить», «уют»… Это дом для несовершеннолетних, столкнувшихся с проблемами, который открыт и готов принять детей 24 часа в сутки.

В Ставрополе такой дом – приют для детей и подростков «Росинка». Здесь готовы не только принять, поддержать, но и оказать помощь, потому что трудятся в учреждении квалифицированные специалисты: педагоги, медики, административный и хозяйственный персонал. Работая в тесном сотрудничестве, эта команда способна решать самые сложные задачи и проводить успешную социальную реабилитацию несовершеннолетних, собственно в этом и заключается основная функция детского приюта.

Если официально, то социальная реабилитация – это процесс восстановления способности несовершеннолетнего к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. А если перевести на простой человеческий язык, то в приюте ребенка снова возвращают к нормальной жизни – дети проходят полноценное медицинское обследование, получают качественное лечение, если оно необходимо, снова начинают ходить в школу, улучшают свои знания, занимаются в кружках, для них организуют развлечения – кино, театр, цирк, парки, музеи. Словом, ребятам возвращают обычную полноценную жизнь со всеми детскими радостями и дают возможность за это время родителям принять необходимые меры и наладить свою жизнь, чтобы вернуть ребенка в семью.

Теоретически – все довольно просто и понятно, но практика всегда сложнее теории, и решаются проблемы социальной реабилитации не так-то просто, ведь в приют чаще всего попадают дети из асоциальных семей. Здесь, наверное, нужно пояснить, что такое асоциальная семья. Это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни. То есть дети из таких семей почти всегда педагогически запущены, им никто не прививал никаких моральных норм, общечеловеческих ценностей, они не желают посещать школу, имеют проблемы с обучением, поведением, отстают в развитии, почти всегда имеют проблемы со здоровьем. И первый шаг, который нужно сделать специалистам в приюте, это найти подход, наладить общение, вызвать доверие у ребенка, убедить, что ему желают добра, что действия всех работников приюта направлены на то, чтобы дальнейшая его жизнь была успешна. Только при таких условиях возможна полноценная социальная реабилитация.

Задача не из простых, поэтому примеры успешной социальной реабилитации - особая гордость для специалистов, работающих в учреждении. Они помнят каждого воспитанника, кто сумел найти свое место в жизни, стал порядочным человеком, освоил хорошую специальность, у кого сложились полноценные семьи, ведь в успехах этих выпускников есть львиная доля участия воспитателей, психологов, социальных педагогов, медиков, администрации приюта. Такие успешные примеры педагоги часто приводят нынешним воспитанникам приюта, чтобы показать, что все возможно, если только захотеть, приложить силы и старания.

Один из таких примеров – Ксюша, которая осталась без родителей, без крова над головой, забросила учебу. В приюте помогли ей взять себя в руки, определиться с целью, подтянуться в учебе, как итог – она окончила университет, получила диплом экономиста, работает в успешной компании по специальности. Всегда с теплом в приюте вспоминают Колю, это тоже бывший воспитанник. Коля очень любил рисовать, но в итоге стал… спасателем! Сейчас работает в службе спасения и сам спешит на помощь к людям, оказавшимся в беде. Частый гость в приюте еще одна бывшая воспитанница – Нина, девочка с удивительным чувством ритма, неповторимой пластикой, музыкальным слухом. Находясь еще в приюте, Нина организовала хореографический кружок, в котором танцевали почти все девочки, яркие хореографические номера были украшением любого праздника в учреждении. В приют Нина попала самоучкой, а здесь просто увидели ее талант, помогли ему раскрыться, определиться с выбором профессии. Девушка и сейчас приходит в гости в приют со своим коллективом, но уже как дипломированный хореограф. Это всего лишь несколько примеров, когда воспитанники приюта добиваются успехов в профессии, но не менее радостно и важно, когда выпускники просто смогли построить свою личную жизнь и сейчас у них крепкие семьи, в которых растут и воспитываются дети… А несколько раз были и такие случаи, когда во двор «Росинки» въезжала свадебная машина и из нее выпархивала невеста! Это бывшие воспитанницы в свой самый счастливый день приезжали сказать «спасибо» работникам приюта…

Успешная социальная реабилитация несовершеннолетних… Чем измерить эту успешность? Тем, сколько воспитанников смогли поступить в вузы и средние специальные учебные заведения, получили престижные специальности, успешны в профессии, имеют хорошее материальное обеспечение… Наверное, не только этим. Не менее важно, что еще огромное количество ребят, когда-то оказавшихся в трудной жизненной ситуации и попавших в приют, стали просто хорошими порядочными людьми, создали крепкие семьи, воспитывают детей – вот это и есть успешная социальная реабилитация, этим и гордятся специалисты, работающие в ставропольском приюте для детей и подростков «Росинка».

алкоголизм, проблемы со здоровьем, пагубные привычки, безденежье, социальная реабилитация, детская безнадзорность, трудная жизненная ситуация, социальное сиротство, грубое обращение, насилие, наркомания, Ставропольский приют для детей и подростков «Росинка»

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление