Спортжурналистика в современных реалиях

Геннадий Криштофоров

Свой профессиональный праздник 2 июля отметили журналисты узкого профиля. Речь идет о тех, кто освещает спорт. Делать это достаточно сложно. Существует множество нюансов. Но обо всем по порядку.

История спортивной журналистики

Геннадий Криштофоров

Она начинает свою жизнь с древности. В Греции в ту пору популярны были Олимпийские игры. Существовал настоящий культ спорта в обществе. Поэтому сохранилось множество хроник и рассказов о событиях, которые происходили на соревнованиях. Людей интересовало все. Зачастую помимо результатов на суд публики подавали скандалы, интриги, расследования. Забегая вперед, скажу, что мир возвращается в древние времена.

Средние века были смутными. О спорте тогда никто не думал. Спокойные времена наступили ближе к ХIХ веку. Стали возобновляться какие-то соревнования. Особенно популярен был бокс. Развитие периодической печати позволило освещать спортивные события быстрее. Так появляется первая в истории спортивная газета. Речь идет об американском издании Spirit of the Times. К 1850-м годам его тираж увеличился до 10 тысяч экземпляров. Журнал, кроме бокса, освещал также крикет, желая сделать из него национальный вид спорта.

В России в это же время появляются газеты, которые затрагивают спорт. Только он был во времена Российской империи специфичным. Журналисты того времени писали об охоте, скачках и шахматах. Многие издания быстро разорялись, но на их место приходили новые. Особенно популярны были материалы про скачки, ведь высшее общество очень любило наблюдать за этим видом спорта.

В ХХ веке происходит бурное развитие спортивной журналистики. Появляются газеты, которые популярны и известны сейчас. К новостным блокам добавлялись сенсации и скандалы. Журналисты начинают отдалять спорт от политики.

Конечно же, главные роли в развитии спортивной журналистики сыграли радио и телевидение. Интересный факт, но организаторы соревнований считали сначала, что эти изобретения убьют их индустрию, ибо зрители перестанут ходить на стадионы, слушая трансляции. Но радио и телевидение только сделали популярнее спортивные события. Их посещение стало настоящей роскошью. Посмотреть или послушать эфир мог любой желающий. А поход на трибуны считался таким же событием, как выход в театр.

Безусловно, для массовой публики спортивные журналисты в основном те, кто работает на телевидении. Причем речь, как правило, идет о комментаторах. Даже людям, далеким от спорта, известны такие «глыбы», как Вадим Синявский, Виктор Набутов, Эроси Манджгаладзе, Владимир Маслаченко и Николай Озеров. Их фразы навсегда уходили в народ. Многие до сих пор вспоминают «такой хоккей нам не нужен» или «пижоны лежат, а великие торжествуют». Работа этих людей стала основой для отечественной современной спортивной журналистики.

 

Нынешнее время

Современная спортивная журналистика развивается в уникальное время. Сейчас существует ее два подвида – массовая и специализированная. Расскажем о каждом подробнее.

Александр Плотников

Массовая спортивная журналистика освещает крупные старты типа «Лиги чемпионов», чемпионаты мира и Европы по футболу, Олимпийские игры. Эти события смотрят в том числе люди, которые далеки от спорта. Поэтому здесь спортивному журналисту нужно просто рассказывать о соревновании. Зрителю или читателю в основном не хочется слушать какой-то анализ или подробности. Ему надо просто понимать, что происходит на поле. Спортивный журналист здесь выступает, как сопровождение. Человек запомнит только ход и результат событий.

Другое дело специализированная спортивная журналистика. Ее целевой аудиторией являются настоящие любители спорта. Им важно не просто увидеть спортивное соревнование, но и углубиться в него. Здесь как раз и нужны тактические разборы, история противостояний, аналитические материалы. Писать такие материалы журналисту нужно очень тщательно, ведь его зритель или читатель находится «в теме», поэтому любая микроошибка будет замечена и осуждена.

Специализированная спортивная журналистика в мире сейчас состоит не только из СМИ. Причем в России этот момент является особенно явным. Кроме привычных комментаторов или корреспондентов, активно в системе функционируют инсайдеры и блогеры. Первые – это те, кто раньше других узнает какую-то новость, передавая ее дальше в издания. Чаще всего инсайдер пишет информацию в своих социальных сетях. Так, к примеру, работает Фабрицио Романо. Его инсайды множество раз оказывались правдой. В своих социальных сетях он в основном освещает переходы футболистов. Сейчас новость от Романо можно считать официальной новостью, которую сообщил футбольный клуб. Некоторые коллективы специально делают так, ибо сообщение от Фабрицио считается авторитетным и престижным.

Блогеры тоже продвигают спортивную журналистику. Активнее всего это наблюдается в России. Люди начинают интересоваться спортом, читают различные книги, которые позволяют им, не будучи спортсменом, анализировать футбол или иные виды спорта. У многих на слуху такие имена, как Никита Ковальчук или Вадим Лукомский. Первый является основателем российского спортивного блогерства в лице своего канала на Ютубе «Картавый футбол», который функционирует более 10 лет. За это время Никита от простого блогера, который ведет свои выпуски в формате футбольного стендапа, превратился в профессионального тренера с категорией «В» от УЕФА, а также стал спортивным директором академии кипрского футбольного клуба «Арис». К слову, команда недавно выиграла чемпионат Кипра. Вадим Лукомский же прославился своими тактическими разборами на портале Sports.ru. Его тексты стали популярны. Теперь он является частым экспертом популярных спортивных передач на ТВ.

Как мы видим, спортивная журналистика активно развивается в нашей стране. Да, есть множество ошибок, минусов. Но в праздник не хочется о них говорить. Хочется поздравить своих коллег с нашим днем. Не стремитесь рассказать о скандале. Пишите только о спорте. Делайте так, чтобы человек хотел и дальше следить за соревнованиями. Говорите с ним на одном языке. Развивайте себя. Не стоит бежать за сладким пряником в лице эфира на федеральном телеканале. Лучше делать свой контент качественным и эксклюзивным. Тогда вы станете популярным и авторитетным.

 

телевидение, бокс, радио, Российская империя, Олимпийские игры, Виктор Набутов, Вадим Синявский, периодическая печать, Владимир Маслаченко, Николай Озеров, Эроси Манджгаладзе, спортивная журналистика, культ спорта

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Спорт»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление